Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В настоящее время в ДОУ отсутствуют специально оборудованные учебные кабинеты для обучения детей дошкольного возраста, имеющих инвалидность. Работа в этом направлении планируется с учетом конструктивных возможностей здания и помещений дошкольного образовательного учреждения. Для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) в ДОУ оборудованы группы комбинированной направленности.
Объекты для проведения практических занятий
Кабинет учителя-логопеда
В ДОУ имеется кабинет для проведения коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Кабинет учителя-логопеда предназначен для:
- проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
- проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя- логопеда с детьми.
Оснащение кабинета:
- зеркало настенное;
- зеркала для индивидуальной работы;
- шкафы для хранения пособий;
- столы и стулья для детей;
- стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией;
- интерактивная доска.
Учебно-методические пособия для коррекционной логопедической работы:
- по звукопроизношению: речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, магнитная азбука, кубики с алфавитом;
- по фонетическому восприятию: наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха; — по лексическому запасу: дидактические игры, наборы иллюстрированного материала;
- по связной речи: наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов;
- методическая литература по разделам;
- для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: счетный материал,пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, наборы картинок;
- картотеки: артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксацию;
- пособия и материалы на развитие дыхания: свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри;
- пособия и материалы для развития мелкой моторики: матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты;
- по обучению грамоте: настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Кабинет педагога-психолога
В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и групповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфере развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение. Кабинет оборудован методической литературой, настольными дидактическими играми, сенсорным столом и столом для песочной терапии.
Музыкальный зал
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся занятия, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным мультимедийным оборудованием, цифровым фортепиано, ноутбуком, музыкальным центром.
Имеются учебно — методические материалы: оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, набор кукол для кукольного театра, детские музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки). Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал.
Библиотека
Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете, где широко представлена учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература. В каждой группе имеются литературные центры, где находится художественная литература для детей, и методическая литература для педагогов.
Спортивные объекты
Спорт в жизни детей с ОВЗ очень важен. Для обеспечения разнообразной двигательной активности воспитанников в МБДОУ оборудованы и функционируют следующие объекты спорта, предназначенные для проведения занятий с детьми, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья: физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах.
В ДОУ для детей с ОВЗ предусмотрен необходимый спортивный инвентарь: доска-балансир, тактильные дорожки, диск здоровья, мягкие модули, тренажёры (велотренажер, бегущая по волнам, беговая дорожка), гимнастические мячи.
Средства обучения и воспитания
- Кабинет учителя-логопеда
- Кабинет педагога-психолога
Воспитательно-образовательный процесс подчинен коррекции имеющихся нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, становлению их личности: развитию их компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки. Дети с ограниченными возможностями здоровья поступают в ДОУ по заключению ТПМПК. Администрация и педагогический коллектив МБДОУ стремятся создать все необходимые условия для образовательного процесса детей с ОВЗ. Для детей с ОВЗ разработана адаптированная программа . Психолого-педагогическое сопровождение таких детей осуществляется педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями. Педагогами разрабатываются индивидуальные планы работы с детьми-инвалидами на основе предоставленных в ДОУ индивидуальных программ реабилитации и абилитации с учетом всех рекомендаций. Ежедневный план работы с детьми-инвалидами корректируется в сентябре каждого года и включает занятия по развитию речи, музыке, рисованию, физической культуре, в соответствии с учебным планом группы, в которой находятся дети-инвалиды Обязательно посильное участие детей-инвалидов во всех общих мероприятиях ДОУ: праздниках, спортивных развлечениях, театрализованных представлениях, соревнованиях, играх и эстафетах в соответствии с их физическими возможностями. Для комплексной оценки физического состояния детей два раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, сводное диагностирование. Регулярно 2 раза в год проводится диагностическое обследование детей-инвалидов с целью определения уровня развития и усвоения программного материала по всем направлениям. Диагностику проводят все специалисты. Результаты диагностики анализируются и обсуждаются на педсоветах и ППК и отображаются в отчетах педагогов на каждого ребенка индивидуально.
Особенностью коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является обязательность адекватности образовательной программы не возрастному стандарту, а индивидуальному образовательному потенциалу каждого конкретного ребенка, его физическим и психическим возможностям.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения доступа в здание инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья при входе в здание ДОУ имею ется зрительные ориентиры, на здании висит табличка Брайля, звонок при входе.
Специальные условия питания
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья детей осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с договором с ГБУЗ СК «Городской детской поликлиникой №2» города Ставрополя.
Функционирует психолого—педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение психолого- — педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со специальными образовательными потребностями , возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно- психологического здоровья воспитанников. Для категории детей-инвалидов разработан индивидуальный образовательный маршрут развития, для детей с ОВЗ адаптированная образовательная программа.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Доступ к информационным системам
В дошкольном учреждении нет свободного доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Имеются электронные образовательные ресурсы,которые используются педагогами в образовательном процессе для обучения и воспитания детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Специальные технические средства обучения
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук);
- музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основания
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ д/с № 38 "Успех" города Ставрополя отсутствуют